Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
28 мая 2019 г.
Михаил Беленький
«Делегация Свердловской области поделилась опытом в сфере озеленения городов и борьбе за чистый воздух, достойно представив доклады на эти темы. Акцент был сделан на том, что Общественная палата Свердловской области активно принимает участие в...
20 мая 2019 г.
Сергей Майзель
В Общественную палату Свердловской области поступило обращение от жителей города Екатеринбурга по вопросу отсутствия пешеходного перехода в районе дома № 57 по ул. Шейнкмана.

В зале заседаний Общественной палаты Свердловской области прошли общественные слушания, обсуждение проекта Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловско

30 января 2014 г.

28 января 2014г. в зале заседаний Общественной палаты Свердловской области с участием:

- Уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяны Георгиевны Мерзляковой,
- представителей ГУФСИН России по Свердловской области,
- Министерства социальной политики Свердловской области,
- ГАУ "Дом ночного пребывания"
- УФМС России по Свердловской области,
- Департамента по труду и занятости,
- ГУВД Свердловской области и других, прошли общественные слушания, обсуждение проекта Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области».

Коллектив НП «Бюро…» во главе с директором Юрием Ивановичем Потапенко также приняли участие в общественных слушаниях, так как проблема законодательного регулирования адаптации и ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, актуальна как никогда.

Именно благодаря настойчивости Потапенко Ю.И., а также активной поддержке Уполномоченного по правам человека Свердловской области Мерзляковой Т.Г. и Председателя комиссии по проблемам безопасности и взаимодействия с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты Свердловской области Винницкого В.И. текст проекта закона начали обсуждать на столь высоком уровне.

Во время вступительного слова Винницкий В.И. отметил, что вопрос ресоциализации бывших заключенных имеет исторические корни. В настоящее время проблема отсутствия нормативно-правового регулирования лиц, освобожденных из мест лишения свободы, назрела и ее необходимо решать. Относительно представленного законопроекта отметил, что проект требует доработки, так как не предполагает распространение действия на иностранных граждан, а по отношению к субъектам социальной реабилитации отсутствуют меры ответственности, что после принятия закона может повлечь злоупотребления со стороны указанных субъектов.

Мерзлякова Т.Г. также сказала о необходимости принятия закона. Татьяна Георгиевна отметила то, что много освобожденных из мест лишения свободы, нуждающихся в реабилитации, вместе с тем, среди них почти нет иностранных граждан. Их сразу после освобождения депортируют. 

Вопрос принятия закона обсуждается давно. В свое время был подготовлен проект закона и направлен для обсуждения и принятия на уровне Федерации, но так и канул в небытие. Потому следует принимать закон на уровне Свердловской области.

Заместитель начальника ГУФСИН России по Свердловской области Давиденко О.В. также поддержал законотворческую инициативу НП «Бюро…» и пояснил, что в настоящее время в исправительных учреждениях Свердловской области находится более 32000 осужденных. В 2012 году освободилось 13163 человек, из них около 3400 осужденных не склонных к рецидиву, т.е. социально менее опасны. А вот остальные осужденные, освобождающиеся по окончании срока отбытия наказания, представляют опасность, т.к. отсутствует правовой механизм сопровождения их после освобождения. Нормы права не позволяют ГУФСИН осуществлять какое-либо сопровождение человека после освобождения, отсутсвуют правовые основания для этого.
Олег Васильевич резюмировал, что закон нужен.

Взял слово представитель Минсоцполитики Свердловской области Брылин А.Г. и сказал о том, что принимать закон нецелесообразно, тем более, что «проект сырой, да и не проект это, а пожелание о принятии такого закона». Александр Геннадьевич озвучил информацию о том, что на заседании Межведомственной комиссии вопрос правового регулирования обсуждался необнократно. В 2012 году было принято решение разработать не закон, а целевую программу. В августе 2013 года вновь было поручено разработать целевую программу. В феврале 2014 года будет разработан проект распоряжения о государственной программе по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

После выступления представителей Минсоцполитики Свердловской области возникло оживленное обсуждение и закономерные вопросы:
- почему на протяжении нескольких лет вопрос никак не решается? Общественники создали проект закона, в то время как Минсоцполитики только собираются писать, да и то не закон, а целевую программу?
- почему на бумаге все хорошо, а в Аппарат Уполномоченного по правам человека Свердловской области почти ежедневно приходят несколько лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и не получивших помощи и поддержки в госучреждениях?
- почему некорректно делаются замечания общественникам? Нужно учиться работать с некоммерческим сектором, необходимо найти взаимопонимание в этом направлении.

Потапенко Ю.И. отметил, что Межведомственная комиссия Минсоцполитики Свердловской области не работает, а ее решения не исполняются. Кроме того, Юрий Иванович сказал следующее:
- отдельные специалисты Минсоцполитики Свердловской области делают все, чтобы такого закона не было. Только «на бумаге» показывают, как все хорошо и прекрасно. На самом деле, закон необходим, потому что только мы – общественные организации – работаем с лицами, свободившимися из мест лишения свободы, правового регулирования нет. Этот вопрос я поднимал в своем докладе на выступлении в Совете Федерации РФ. Там все также уверены в том, что необходим закон в субъекте РФ, а потом его будут перенимать и в других регионах.
Почему работа идет в других регионах, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Тюменской области, а в Свердловской области нет? Мы всегда на протяжении многих лет взаимодействуем с Татьяной Георгиевной Мерзляковой, мы прекрасно сотрудничаем с ГУФСИН России по Свердловской области, Администрацией города Екатеринбурга, ГУВД, УФМС и другими, но не нашли взаимопонимания с Министерством социальной политики Свердловской области? Почему?!

Специалисты Департамента по труду и занятости также выступили за принятие закона и включения в него возможности квотирования рабочих мест для бывших заключенных.

Погудин В.В. - Председатель Комитета по соц.политике Законодательного Собрания Свердловской области – также сказал, что закон нужен и его необходимо разрабатывать.

Создание закона поддержали и другие присутствующие в зале: специалисты, общественники.

Итогом длительного и заинтересованного обсуждения законопроекта стало следующее:
1. Все присутствующие, кроме Минсоцполитики Свердловской области, выразили однозначное мнение о том, что нужен закон. Проблема наболела, назрела и требуется принятие закона.
2. Разработкой закона необходимо заниматься группе специалистов в рамках рабочей группы, созданной в Общественной палате Свердловской области совместно с общественными организациями, занимающимися решением данной проблемы.

Мнение коллектива НП «Бюро…» о состоявшихся общественных слушаниях: очень хорошо, что состоялось обсуждение законопроекта. Нам этот закон нужен. Просто необходим для работы с людьми. Мы не настаиваем на том, чтобы именно в предоставленной нами редакции был принят закон. Очень хорошо, если будут конструктивные замечания, продуктивное обсуждение проекта группой специалистов. Только при составлении проекта нормативно-правового акта следует критически отнестись к замечаниям, предоставленным Минсоцполитики Свердловской области, так как это затруднит его реализацию, а именно
1) бывшие заключенные не нуждаются в соцзащите в широком смысле, им необходима именно социальная реабилитация и социальная адаптация;
2) не нужно привязывать осуществление реабилитации и адаптации к месту жительства лица, так как многие бывшие заключенные являются бездомными. Потому не следует включать в закон понятие «проживающие в Свердловской области»;
3) также некорректно включать понятие «осужденные». Документ должен распространять свое действие и на граждан, которые не были осуждены, но находились в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Например, лица, признанные судом невиновными, лица оправданные, для которых была избрана мера пресечения до вынесения судом решения, связанная с лишением свободы.